24 и 28 июля – дни памяти святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира

Опубликовано: 27 июля 2015

24 и 28 июля Русская Православная Церковь празднует дни памяти равноапостольной великой княгини Ольги и равноапостольного великого князя Владимира.
Святая Церковь часто вспоминает святую княгиню Ольгу и внука ее святого князя Владимира вместе. Они не только одними из первых на Руси явили собой пример преображения, обновления человека христианской верой, но совместно совершили великое чудо: устремления княгини и деяния ее внука соединились в важнейшем событии русской истории – Крещении Руси.

24 июля (11-го по ст. ст.) 969 года – день кончины святой равноапостольной княгини Ольги, издревле именуемой «Начальницей веры» и «Корнем Православия» в Русской земле. Будучи супругой великого киевского князя Игоря, а после его гибели правительницей при малолетнем сыне Святославе, княгиня Ольга вошла в историю как первая из русских правителей, принявшая христианство. Крещение ее с именем Елены состоялось в 955 году в Константинополе. Таинство это совершал Патриарх Феофилакт, а восприемником стал сам император Константин Багрянородный.

После своего возвращения из Византии княгиня Ольга положила начало просвещению языческой Руси светом христианской веры. При ней были воздвигнуты первые храмы: во имя святого Николая и святой Софии в Киеве, храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове.

В 969 году великая княгиня Ольга преставилась ко Господу, завещав не справлять по ней языческую тризну, а похоронить ее по христианскому обычаю. Через несколько десятилетий ее останки были перенесены в Десятинную церковь и положены в каменный гроб, сквозь оконце которого верующие могли не только видеть нетленные, источающие свет мощи равноапостольной княгини, но и получать исцеление.

Заботившаяся об устроении духовной жизни народа княгиня Ольга так и не смогла научить христианской вере своего сына Святослава, остававшегося язычником. Зато она сделала всё для благочестивого воспитания внука, будущего великого князя Владимира, и ее труды не остались напрасными.

Владимир был внебрачным сыном великого князя Киевского Святослава от Малуши, ключницы княгини Ольги. Родился будущий Креститель Руси около 962 года в Будутиной веси, куда, согласно летописи, сослала свою рабыню разгневанная мать Святослава. Однако воспитание княжич все же получил при дворе княгини Ольги в Киеве.

Владимир был младшим среди сыновей Святослава, третьим после Ярополка и Олега. Однако в результате братоубийственной войны киевский престол достался именно ему. Новый киевский князь до принятия им христианства был чрезвычайно жестоким правителем, отличавшимся буйным нравом и подверженным самым разнообразным порокам, среди которых летописцы особо выделяют непомерное сластолюбие. Но душа князя, воспитанного благочестивой бабушкой, искала истины.

Одним из нововведений Владимира той поры была языческая реформа на Руси. С одной стороны, введение единого для всей страны культа Перуна, княжеского бога, которому подчинялись все остальные языческие божества, было вызвано необходимостью упрочения княжеской власти и утверждения главенства Киева. С другой стороны, реформа уже сама по себе свидетельствовала о религиозных поисках князя. Однако она не смогла удовлетворить Владимира, и следующим этапом для князя стало «испытание вер».

Летопись повествует о том, что ко двору киевского правителя были приглашены проповедники трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства «латинского» и «греческого» образца. Выслушав всех, Владимир отправляет послов в разные страны ради непосредственного испытания веры и получает ответ, который был уже предопределен и его собственным расположением, и совершенным задолго до того благочестивым выбором святой княгини Ольги. Возвратившиеся мужи были настолько поражены красотой и величеством византийского богослужения, что «не знали — на небе или на земле были».

После совета с боярами князь Владимир окончательно утвердился в своем выборе и принял решение о крещении «по закону греческому». С этой же целью он в 988 году захватил Корсунь, один из городов Византии, и стал угрожать походом на Константинополь в том случае, если императоры Василий и Константин откажутся выдать за него замуж их сестру царевну Анну. Византийцы вынуждены были согласиться, но лишь при условии принятия Владимиром христианской веры. Получив от русского князя решительное согласие креститься, царевна Анна вместе со священством прибыла в Корсунь.

Летопись повествует о том, что перед самым крещением Владимира поразила слепота, от которой тот исцелился лишь в момент самого Таинства. Пораженные свершившимся чудом княжеские дружинники тотчас же крестились. Тогда же, в Корсуни, совершилось бракосочетание князя, в крещении принявшего имя Василия, с царевной Анной.

По возвращении на Русь князь Владимир активно занялся просвещением всего народа. Когда крещение принял весь его дом и многие бояре, князь ревностно приступил к искоренению языческого культа на Руси. Идолы были им сожжены или изрублены, главный же, Перун, был сброшен в Днепр.

Освободив Киев от идолов внешних, князь начал борьбу с языческими верованиями, сокрытыми в душе народа. Своей проповедью христианства ему удалось привести народ киевский к принятию святого крещения, которое состоялось в водах Днепра в определенный заранее день, по некоторым сведениям, 1 августа 988 года. До наших дней летопись сохранила слова молитвы князя Владимира, произнесенные им во время Крещения Руси: «Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия, и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его».

Принятие христианства совершенно преобразило самого князя Владимира. Он искренне отрекся от своего греховного прошлого и всей душой принял новую веру. Из жестокого воинственного братоубийцы, он сделался до того мягкосердечным, что отменил смертную казнь и даже преступников миловал. Из распутного он стал целомудренным, отпустил всех своих многочисленных жен и наложниц и жил в честном христианском браке с царевной Анной. Из хищного завоевателя он стал миролюбивым правителем, из корыстолюбивого собирателя дани – милостивым к нищим и убогим. В его лице народ русский обрел себе подлинного духовного отца, заступника и кормильца.

Блаженная кончина святого равноапостольного великого князя Владимира наступила ровно тысячу лет назад – 28 (15 по ст.ст.) июля 1015 года в селе Берестове, близ Киева. Практически сразу после этого горестного для всей Руси события народ русский начал чтить память своего Крестителя. Мощи святого князя Владимира, как и мощи блаженной княгини Ольги, упокоились в Киевской Десятинной церкви.

Значение подвига князя Владимира и княгини Ольги, соразмеримого лишь с апостольским, трудно переоценить, ведь именно ими был заложен тот духовный потенциал, который на тысячелетие вперед определил ход всей русской истории. Именно событию Крещения Руси мы обязаны многочисленным сонмов святых наших и самим существованием Церкви Русской.