Всероссийский крестный ход

Опубликовано: 25 октября 2013

25 октября 2013 года в Пензу прибыл Всероссийский крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Табынская». До 3 ноября она будет находиться в храмах областного центра.

С 15.00 25 октября по 14.00 28 октября икона будет находиться в Успенском кафедральном соборе.

С 15.00 28 октября по 14.00 31 октября — в Благовещенском храме, который находится возле строящегося Спасского собора.

С 15.00 31 октября по 14.00 3 ноября икона будет в Митрофановском храме.

Первое явление Табынской иконы Божией Матери случилось приблизительно в 1570-х годах: Иеродиакон Вознесенской пустыни Амвросий шёл вечером с сенокоса. И проходя мимо солёного источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить внимания. Ему было видение Богоматери, и на третий день проходя там же он снова услышал Её глас «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дуба икону Божией Матери. Камень нависал над двумя источниками, пересекавшими в этом месте ногайскую дорогу. Один из них был солёным и несколько белесоватого оттенка, а другой, слева, совершенно пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили её в храме. Но наутро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели её на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили построить над вратами часовню, там стали молится ей. О новоявленной иконе было донесено воеводе города Уфы, архиепископу Казанскому и царю Иоанну Грозному. Уже вскоре Вознесенская пустынь была сожжена и новоявленная икона переносится в Уфимский острог и поставляется в соборном храме, который в 1579 году освящён в честь Казанской иконы Божией Матери и был построен на средства царя Иоанна Грозного. Однако в Уфе явленная икона пробыла недолго. После 1593 года Казанская церковь сгорает от грозы, и тогда же чудотворная икона вновь явилась на прежнем месте.

Второе явление Табынской иконы произошло в 1593-97 годах. История исчезновения и явления чудотворной иконы глубоко поразила современников. По древним актам известно, что в Табынском крае вблизи места явления иконы в период 1593-98 года возрождается Вознесенская пустынь и строится новый монастырь в честь «Пречистой Богородицы явления иконы ея Казанския» в ближайшей крепости Солеварного городка. Однако в 1660-х годах в период первого башкирского восстания чудотворная икона пропадает во второй раз.

Третье явление Табынской иконы вероятно произошло в 1692 году в районе Соловарного городка, поскольку значительно активизируется церковная деятельность. Строится новая церковь появляются планы возрождения монастыря учреждается содержание храму. Однако в 1708 году согласно предания при разрушении Соловарного городка на р. Усолке у солёных ключей Табынская икона снова пропала.

Четвёртое явление Табынской иконы, вероятно, произошло в 1740-41 году: три башкира-пастуха у солёных ключей, где некогда явилась Табынская икона, заметили, что вдруг коровы стали мычать и бить ногами. Подойдя ближе, они увидели икону Божией Матери, светящуюся на камне. Икона не давалась им в руки, и тогда они её стали рубить и колоть, однако она долго осталась невредимой. В конце концов, кровь потекла по щеке, икона раскололась и в этот момент пастухи ослепли. Был уже поздний вечер и поэтому жители отправились на поиски стада, тогда-то и обнаружилось явление Табынской иконы Божией Матери. Но только когда пришёл священник, икона поддалась людям. С крестным ходом взяли икону и поставили в храме ближайшего села, причём перенесение иконы сопровождалось исцелениями. Исцелились и пастухи башкиры, причём только один из них, самый молодой, крестился. Ночью икона исчезла и утром объявилась в Вознесенском храме Табынской крепости. Её возили освидетельствовать в Уфу, и с этого времени стали проводить крестный ход. Этот день случился в 9-ю пятницу после Пасхи и до сих пор празднуется как день явления Табынской иконы, и был подтверждён многочисленными знамениями. Интересна судьба этого младшего башкира. Так, по сохранившимся преданиям он жил около 130 лет, а возможно и больше. Проводил жизнь подвижническую и умер 1880 году под Челябинском. В 1741 году в Табынской крепости строится придел в честь Казанской иконы.

Во время трагических событий гражданской войны чудотворная Табынская икона Божией Матери была вывезена Атаманом Оренбургского казачьего войска Дутовым А.И. в Китай где во время культурной революции бесследно пропала Но память об чудотворной иконе живет среди людей. Приснопамятный митрополит Иоанн ( Снычев) связывал с Ней грядущие великие мировые события во время которых Она вновь будет явлена и про¬славлена на весь мир. Сегодня вновь с возрастанием духовного сознания мы возвращаемся к традициям нашего народа, с надеждой обращаем свой взор к образу Пречистой Богородицы - Покровительницы и Владычицы нашей Родины по ее молитвам простит и помилует Господь Вседержитель наш многогрешный народ и приведет Россию к Великой славе.

Пресвятая Богородица моли Бога о нас. Аминь.

( по материалам книги протоиерея Владимира Сергеева «История Табынской иконы Божией Матери» )

С самой глубокой древности в церкви православной утвердился обычай по случаю общественно-скорбных или радостных событий совершать крестные ходы, т.е. открытые всенародные священно-соборные шествия или моления верующих вне храмов Божиих в предшествии святого креста, евангелия, хоругвей и св. икон. Избавление от моровых поветрий, одержание победы над врагами Церкви и государства, испрошение милости Божией во время засухи или безведрия — побуждают христиан собираться воедино, чтобы вознести Господу свою единодушную молитву. «При крестных ходах на путях и перекрестках, — говорит св. Симеон Солунский, — мы творим моления для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами, подъемлем из храмов священные иконы, выносим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, т.е. дома, пути, воду, воздух и самую землю, попираемую и оскверняемую стопами грешников». Таков древний, исконный смысл и значение крестных ходов, по изъяснению учителей церкви. Несомненно, что Крестные ходы должны служить одним из сильных средств к воспитанию в нас веры, благочестия и страха Божия. Так оно и бывает, как это особенно наглядно можно видеть именно на крестном ходе с Табынскою иконою Божией Матери.

Уже в начале XIX века, как свидетельствует дневник В. И. Даля, с иконой обходили половину Уфимско-Оренбургской губернии. Епархиальное утверждение крестного хода произошло в 1848 году по благословению епископа Уфимского Иоанникия (Образцов 1835-49 гг.) в честь избавления города Стерлитамака от холеры. Расширение похода до города Оренбурга началось во время холеры, когда за 1848-53 годы в Оренбурге умерла большая часть населения. В XX веке это уже грандиозный поход, состоящий в году из двух частей. Первый из них был наиболее продолжительным проходил более 4000 верст. В январе-феврале посещая Бузулукский уезд Самарской епархии и только на великий пост возвращаясь в село Табынское. Вторая часть похода начиналась в субботу на пасхальной неделе. Табынская икона посещала город Уфу и окрестности, а в Духов день возвращалась назад. В связи с крестным ходом во многих селах появились почитаемые места, источники и даже озера связанные с Табынской иконой.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и кураторстве Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископа Ставропольского и Невиномысского Кирилла казаки Оренбургского казачьего войска восстановили самый крупный в истории России и мира Крестный ход с Табынской иконой Пресвятой Богородицы. До 1919 года данный Крестный ход проходил по губерниям Урала, Сибири и Поволжья круглогодично с 1848 года, почти 70 лет без перерыва. Крестный ход имел государственный статус порядок его прохождения и проведения богослужений регламентировался Указами Императора и Постановлением Священного синода.

Восстановление Крестного хода. Правлением Оренбургского казачьего войска в 2002 году было принято решение о возобновлении Крестного хода с Табынской иконой Божьей Матери по войсковой территории. Но путь от решения до исполнения был длинною в восемь лет. И только в 2010 году впервые за 90 лет Крестный ход вновь идет по тем местам где Табынскую икону ждали и любили.

В крестном ходе в сопровождении конвоя участвует полноразменый список Табынской иконы Пресвятой Богородицы (походная икона Оренбургских казаков).В конвое крестного хода поочередно несут службу казаки Оренбургского, Сибирского, Волжского войска, а так же казаки Уральского войска из Казахстана. Численность конвоя 12 человек.

Главной задачей мероприятий крестного хода является возрождение духовных традиций казачества и другого населения Урала, Сибири и Поволжья. Крестный ход помимо главной, имеет ещё несколько важных целей и задач. Среди них:

  • национально-патриотическое воспитание, в первую очередь - молодёжи, поддержание и укрепление их духовного потенциала;
  • укрепления межнациональных и межконфессиональных отношений;
  • миссионерская деятельность по продвижению православного вероучения и миропонимания среди казачьего и не казачьего населения;
  • создание православных общин и новых приходов, восстановление разрушенных и строительство новых храмов;
  • укрепление связей с казаками и соотечественниками проживающими и в других странах;