«Город Пенза основан казаками.

Опубликовано: 6 декабря 2017 / ФГБОУ ВО «МГУТУ им.К.Г.Разумовского» Первый казачий университет

«Город Пенза основан казаками. От Пензы до Большого Яса все существующие до сих пор села основаны казаками в 1663 году. В 1665 году приехал дьяк и переписал казаков пофамильно», – так начал свой рассказ член совета стариков, кошевой атаман Союза пензенских казаков Анатолий Алексеевич Кульков, приглашённый в качестве почётного гостя на встречу со студентами ПКИТ.

«Казаки были не только первыми поселенцами. В силу обстоятельств с ними связано и территориальное расширение границ. Когда они поддержали Пугачева, Екатерина II приняла решение выселить их из Пензы. Они основали Терновку, Веселовку, Кривозерье и Березовку, а 425 молодых семей были отправлены на Кавказ. До сих пор у города Горячий Ключ в Краснодарском крае существует станица Пензенская», – продолжал гость уверенно и доброжелательно, сразу захватив внимание аудитории.

Очередное заседание Духовно-просветительского центра было посвящено изучению истории пензенского казачества, но не только. Анатолий Алексеевич на протяжении десятков лет жизни кропотливо собирает ценнейшую информацию по этой теме, водит дружбу со многими пензенскими историками. Он перечитал огромное количество трудов российских и зарубежных учёных по истории, археологии, этнографии и этнонимике, побывал на 300-летии кубанского казачества, и всем этим делился со слушателями.

Однако научный поход не мог долго вписываться в рамки регионального краеведения, поэтому оратор предложил рассмотреть тему в более широком спектре, с привлечением достижений современной отечественной и американской этнонимики (от греч. εθνος — народ, племя и δνομα — наименование, имя) — части ономастики, занимающаяся этнонимами.

Легко и непринуждённо цитируя по памяти труды Л.Н. Гумилёва, повести Н.В. Гоголя или мемуары средневекового секретаря Папы римского, Анатолий Алексеевич нарисовал сложную, но захватывающую внимание картину жизни этносов, их самоопределения, расселений, миграций, завоеваний, смешений и взаимных влияний. Изучение этой темы потребовало большого внимания, так как нередко одно и то же этническое наименование означает несколько различных народов, а для обозначения одного и того же народа существует по нескольку названий.

На перемене студенты отмечали высокую информативность речи, прекрасную осведомлённость и личное обаяние гостя. Поистине, получилась встреча с по-настоящему интересным человеком.

Современная жизнь сделала из «кошевого» не только ответственного за провиант – кош – в исконном значении этого слова, но и за пищу духовную, что в полной мере соответствует целям и задачам Духовно-просветительского центра ПКИТ, куда Анатолий Алексеевич ещё не раз будет приглашён.