Сегодня исполняется 175 лет со дня гибели Михаила Лермонтова.

Опубликовано: 27 июля 2016 / ФГБОУ ВО «МГУТУ им.К.Г.Разумовского» Первый казачий университет

Сегодня исполняется 175 лет со дня гибели Михаила Лермонтова. Он не дожил и до 27 лет, но написал около трёх десятков поэм и почти четыреста стихотворений, многие из которых стали классикой русской литературы.

В этот день в храме Святителя Николая Чудотворца мкр. Ахуны иерей Владимир Скоробогатов при участии представителей Пензенского казачества провел поминальную молебен по убиенному поэту, нашему земляку М.Ю.Лермонтову.

Жизненный путь Михаила Юрьевича был тесно связан с казачеством.

Казаки изначально представляли собой обособленную общность людей, заботливо сохранявших свои традиции и обычаи, уникальные менталитет и психологию. Для пришлого стать казаком было непросто, на Дону такое право получал только внук иногороднего.

На Кавказе в начале XIX века дорога в казачье общество была проще, особенно после 1819 года, когда Ермолов упразднил выборность атаманов и перевел казачьи формирования на полковую систему. Командирами казачьих полков и подразделений стали назначаться офицеры регулярных войск. Однако эти офицеры числились прикомандированными и не могли оказывать существенного влияния на внутреннюю жизнь казачьих обществ. Для того чтобы войти в казачье общество, они должны были не просто следовать его законам и традициям, но считаться своими.

Среди тех, кого казаки безоговорочно признали таковым, был Михаил Юрьевич Лермонтов. В одном из боев с чеченцами в октябре 1840 года был ранен командир казачьей сотни разведчиков Руфин Дорохов. Командование отрядом конных добровольцев было поручено поручику М.Ю. Лермонтову. Чтобы понравиться лихим рубакам и наездникам, необходимо было стать лучшим из них, обладать силой, искусством верховой езды и владения холодным оружием. При небольшом росте и неидеальной фигуре Лермонтов был человеком крепкого сложения. Лермонтов не стеснялся учиться у своих казаков. Он быстро освоил и успешно использовал такие казачьи приемы, как «лава» и «вентерь». Кроме того, поэту было присуще чувство товарищества, он «умел привязать к себе людей, совершенно входя в их образ жизни: ходил небритым (казаки носили бороды), спал на голой земле, ел с казаками из одного котла, ходил в красной рубашке и расстегнутом сюртуке без эполет». Казачьей сотней М.Ю. Лермонтов командовал всего лишь месяц, но этого было достаточно для того, чтобы понять, что казаки и их командир буквально созданы друг для друга. Казаки сами назвали свою сотню Лермонтовским отрядом, а командира величали не иначе как сотником, по-казачьи, хотя официально он числился поручиком. В боевой обстановке поэт был неузнаваем. Опасность делала его остроумным, веселым и разговорчивым, без тени злой иронии или ядовитости, которые со-провождали его в светских салонах.

Въезжая на казачью территорию, Лермонтов написал стихотворение “Прощай, немытая Россия...” Здесь была совсем иная жизнь. Его восхищало зажиточное, вольное, благополучное и добропорядочноe житье казаков.

Лермонтов любил все, что связано с казаками: оружие, одежду, язык, традиции, песни... Носил казачью бурку. Казаки тоже уважали поручика Тенгинского пехотного полка Лермонтова, знали его творчество. Когда весной 1842 года гроб с телом убитого поэта его денщик Андрей Иванович Соколов, слуга И.А. Соколов и кучер Иван Николаевич Вертюков везли по Астраханскому тракту для перезахоронения в Тарханы, началась непогода. Хопер разлился. Пришлось сделать остановку на неделю в станице Михайловской-на-Хопре. Гроб в железном ящике был поставлен в Сретенской церкви. И казачий священник совершил обряд отпевания. Хоть Лермонтов и не был казаком, донцы видели в нем родственную душу. Все дни, что гроб с телом Лермонтова стоял в церкви, попрощаться с ним приходили казаки из окрестных хутаров.

В алфавитно-частотном словаре языка М.Ю. Лермонтова указано, что слова «казак», «казачина», «казачок», «казачий», «казацкий» употребляются в его творчестве 134 раза.

В творческом наследии поэта отразились его представления о казачестве: они складывались под влиянием драматического прошлого русского народа и на основе личных впечатлений, полученных на Кавказе. В своем дневнике он писал, что в детские годы слышал рассказы о лихих атаманах Степане Разине, Кондратии Булавине и Емельяне Пугачеве. Для него это были народные герои, рыцари духа, люди вольные, сильные телом и умом.

В 1831 году поэт написал стихотворение “Атаман”. В 1838 году (тогда Лермонтову было 24 года) появляется “Казачья колыбельная песня” со знаменитыми строками:

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.

И дальше:

Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду -Ты махнешь рукой...

Итак, тема казачества для М.Ю. Лермонтова не была случайной. Еще во время детских поездок на Кавказ он познакомился с обычаями и традициями казаков, чуть позже осознал их роль как защитников дальних рубежей России. Сражаясь на Кавказе, поэт обогатил свои представления об их жизни, убедился в поразительной храбрости этих воинов. Художественная правда в изображении казачества имеет своими истоками реальные жизненные факты, с которыми поэт сталкивался в течение всей своей короткой жизни.