В среду, 4 октября состоялось очередное занятие духовно-просветительского центра.

Опубликовано: 6 октября 2017 / ФГБОУ ВО «МГУТУ им.К.Г.Разумовского» Первый казачий университет

В среду, 4 октября состоялось очередное занятие духовно-просветительского центра. В гости к первокурсникам пришёл потомственный казак, бывший работник силовых ведомств, войсковой старшина Александр Юрьевич Афонин.

По предварительной договорённости тема его выступления не была жёстко регламентирована. Он рассказывал и о том, что побудило его надеть казачью форму, и какие федеральные законы действуют в отношении казачества сегодня, и какие традиции чтут современные казаки и о том, что значит для него быть казаком в самом широком смысле.

Однако наибольший интерес у слушателей вызвал проведённый им исторический анализ судьбы казачества в ХХ веке. В поисках исторической объективности Александр Юрьевич привел две противоположные точки зрения на роль казачества в гражданской войне: белогвардейскую и коммунистическую.

При всём различии они сходятся в одном: казалось очевидным, что казаки были обречены как социальная группа. Однако этого не произошло.

Первая мировая война, сопровождавшаяся ростом обнищания народных масс, привела к тому, что во время Февральской революции казаки перешли на сторону народа. Интервенция стран Антанты и резкое обострение классовой борьбы в Советской республике, вызванное иностранным вмешательством, усилили колебания казачества, и дали возможность зажиточной части и офицерской верхушке свергнуть в 1918- 1919 годах Советскую власть на Дону, Кубани, Урале, Оренбурге и Сибири и создать в этих областях контрреволюционные правительства, возглавляемые атаманами. Но в ходе гражданской войны, пройдя суровую школу колчаковщины и деникинщины, трудовая масса казачества перешла на сторону Советской власти. Вступив в советские кавалерийские части, соединения и объединения, трудовое казачество вписало героические страницы в историю борьбы Красной Армии за победу в гражданской войне. В рядах Красной Армии самоотверженно сражались советско-кавалерийские части, соединения и объединения под командованием казаков Думенко, Каширина, Миронова, Будённого…

Упразднённое в 1920 году как социальное явление казачество, тем не менее, продолжило существовать, а в 1936 г. ЦИК СССР отменил существовавшие для казачества ограничения, касавшиеся службы в Красной Армии.

Казаки, истребляемые в гражданскую войну и после неё, скрывавшие своё казачество и/или заполнявшие собою нары ГУЛАГа, активно участвовали в Великой Отечественной войне. Казачьи кавалерийские корпуса мужественно сражались с немецко-фашистскими захватчиками. Кавалерийские соединения под командованием генералов П.А. Белова, Л.М Доватора, Н.Я. Кириченко, И.А. Плиева, А.Г. Селиванова показали в войне высочайшие образцы самоотверженности и героизма.

Александр Юрьевич помянул и том, что именно казаки стояли у истоков основания Пензы. Во времена, когда город был крепостью, они стойко отражали от её стен вражеские набеги. Неустрашимые воины проявляли в сражениях невероятную тактическую изобретательность и стратегическую хватку.

А сегодня казаки трепетно относятся к своему прошлому, к его истории и культуре, о чём свидетельствовал рассказ гостя.